байдарка щука

Опыт использования байдарки «Щука»

В 2008 году решили в постоянную эксплуатацию купить байдарку «Щуку». Необходимость в этом приобретении возникла после неудачной попытки пройти на «Таймень-2» шиверку на реке Воргол. Честно сказать, и вспоминать не хочется.

Поискали в Сети описания, обнаружили один нюанс: если экипаж состоит из двух человек, брать лучше трехместную байдарку. Ладно, поверили на слово счастливчикам, уже имеющим эту прелесть, и решили брать трешку.

Выбор теперь стоял между типами баллонов. Из ПУ-ткани или ПА-пленки. Надо сказать, что ПА стоит меньше ПУ. Хотели взять ПУ, но в тот момент у производителя отсутствовали баллоны ПУ, поэтому взяли с ПА-баллонами.

Доставка из Москвы производилась грузоперевозкой. Байдарка вместе с доставкой и другими расходами обошлась нам в 11000 рублей. Отлично, чудесный зеленый рюкзак в наших руках, отправляемся домой на осмотр данного девайса.

Теперь о комплекте. Байдарка, имеющая вставленные в нее баллоны, пакет с дополнительным баллоном, куском тезы для ремонта и супер клеем (тюбик 3 г). Все упаковано в чехол зеленого цвета. Как и было заявлено производителем: ни весел, ни насоса. Осматривая баллон, возникают опасения и картина перед глазами, как мы пытаемся с рюкзаками в руках с середины реки доплыть до берега. К чему мы это? Дело в том, что баллон весьма и весьма тонкий, будто полиэтиленовый пакет. Это полиамидная пленка, при помощи которой вакуумным способом упаковывают «костлявые» продукты. Между прочим, как показывает практика, он достаточно прочный.

Что дальше? Втыкаем имевшийся у нас насос в трубочку и начинаем качать. Получилось. Трубочку затыкаем прилагаемыми затычками (их лучше сразу привязать к чему-нибудь, чтобы не потерять) и проделываем то же самое со вторым баллоном (разумеется, не с тем, что лежит в ремонтном наборе). Четверть часа (зависит от насоса и интенсивности работы), и байдарка надута. Уф, можно теперь посидеть в ней. Лучше оставить ее в таком состоянии на какое-то время, чтобы проверить, не протекает ли из баллонов воздух. У нашей байдарки никаких протечек не обнаружилось.

Что рекомендуется взять в поход: саму байдарку, весла, насос, ремонтный набор (клей «Момент» 12 грамм, тюбик клея для ПВХ, ацетон для обезжиривания и обрезок тезы). Коллеги! Не забывайте насос, хуже будет. Кроме того, рекомендуем взять три веревки (одну из них можно использовать как чал, с помощью второй можно привязать пенки, а третьей - завязать юбку).

Итак, долгожданный стапель. Мы у речки, за спиной байдарка, в руках гермомешки, в которые положили лишь самое необходимое. Кстати, гермомешки – узкие. Почему? По той простой причине, что в «Щуку» не влезут широкие. Вы щуку видели хоть раз (имеется в виду рыба)? Она длинная и тонкая. И в нашу «Щуку» можно засунуть исключительно узкие мешки. Если у вас нет гермомешков, спешу огорчить: накидав вещи россыпью, приготовьтесь к тому, что они промокнут.

Но о плохом не будем, поговорим о хорошем. Все тяжелое (тушенку, палатку, сдутый матрац, упакованный спальник и другой хлам) положите на дно байдарки, то есть ниже уровня воды. Но не переусердствуйте - под днищем ничего привязывать не надо. Очень удобно для того, чтобы распределить вещи, иметь три гермомешка: в нос, в корму и посередине (туда, где находится наш третий воображаемый гребец). Между прочим, на этом месте юбку завяжите как мешок с картошкой, и вода не будет попадать внутрь байдарки. Если не знаете, как завязываются мешки с картошкой - не расстраивайтесь, завязывайте как мешок с маракуйей.

Трубочки, скрученные из пенок, привяжите на место для рюкзака на корме той веревкой, о которой мы упоминали. Капитану будет очень удобно опираться на них спиной. В том случае, если вы уходите на долгий срок, а свободного места катастрофически не хватает, то вместе с пенками привяжите что-нибудь из одежды в герме. Но нельзя сюда привязывать тяжелые предметы, так как байдарка станет почти неуправляемой.

Как правильно надувать байдарку

Если ваш совокупный с матросом вес не превышает 180 килограмм, то надувать можно до тех пор, пока насос-«лягушка» не прекратит качать, или не начнет выскакивать дно «лягушки». Если в атмосферах, то примерно 0,5 АТМ. Как заверяет производитель, «лягушкой» перекачать невозможно. Сами же мы ни разу манометр в руки не брали и не втыкали, степень надува определяли по субъективным ощущениям.

Правильная надувка дает возможность садиться обоим гребцам, а лодка при этом не сложится пополам. Там, где сядут гребцы, не должно возникать существенного перегиба баллона. В том случае, если что-либо подобное происходит, нужно качать еще.

Обратите внимание: если вы надолго (свыше четверти часа) оставляете лодку на солнце, то рекомендуем ее немного подспустить, иначе она может лопнуть. Это замечание не относится к ситуации, когда байдарка находится уже на воде. В этом случае терморегуляция баллона осуществляется автоматически, поэтому сдувать его не нужно. Итак, стапель закончен, можно переходить к самому интересному.

Сплав

Распространенное в Интернете мнение о том, что, попользовавшись «Тайменем», очень тяжело пересаживаться на «Щуку», мы готовы опровергнуть. Конечно, управляться со «Щукой» нужно совсем иначе, но на прямой - почти тоже самое. Говоря коротко, «Щука» позволяет легко сделать то, что на «Таймене» сделать невозможно. Теперь подробности.

Посадка

Высокая, удобная. Не хватает лишь спинки, но на месте капитана этот недостаток можно частично ликвидировать, если привязать пену на корму. А в матрасном походе и без спинки обойтись можно - вы ведь сидите на табурете и, надо полагать, никаких особых трудностей не испытываете на этот счет?

Поворот

В повороте, если иметь определенную сноровку, «Щука» «сделает» любую «Таймень». Рискните двумя гребками «Таймень» повернуть на скорости на 45 градусов. На «Щуке» подобное делается элементарно. Впрочем, необходимо понимать, что, повернувшись на этой байдарке на определенный угол, она продолжит двигаться боком, ведь инерция, к сожалению, деться никуда не может.

По этой причине мы отработали классное прохождение поворота, немного с заносом кармы байдарки. Для этого поворот необходимо начать немного раньше и немного подальше от Rвн. Нужно помнить, что если вы специально или случайно отклонитесь в противоположную сторону от стороны поворота, то, по утверждению производителя и добровольных испытателей, киль обеспечен. Нам не давала покоя эта информация, поэтому мы неоднократно пробовали кильнуться, но ни разу так и не получилось. Надо полагать, для удачного результата нужен тяжеленный рюкзак на корме. Что ж, будем пробовать.

Ход

Тут все элементарно – «Щука» по скорости не уступает «Тайменю», во всяком случае, при испытательных заплывах мы этого не обнаружили.

Ветер

«Щука» против ветра идет совершенно так же, как и «Таймень», не уступая ни сантиметра.

Проходимость

Что касается этого пункта, то он, пожалуй, наиболее приятный, так как проходимость у этой байдарки колоссальная. И все благодаря малой осадке и некаркасному дну, которое (под воздействием встречающихся препятствий) прогибается, обтекая, тем самым, это препятствие. Из личного опыта: там, где «Таймень» обязательно зацепится и наглухо сядет, «Щука» пройдет. Она может немного зацепиться, во всяком случае, слышно, как что-то под водой скребется по тезе днища.

Наверное, опаснее всего для «Щуки» - это боковой снос на заостренную бобром корягу или на арматуру, торчащую из моста. Острая пика при этом должна располагаться на уровне воды. В подобных ситуациях есть шанс повреждения баллона, а это уже серьезно.

Особенности

1. Без участия капитана матрос, имеющий маленький опыт, «Щукой» управлять не сможет. Поскольку «Щука» (даже по прямой) все время норовит повернуться на 180 градусов. После двухчасового спора со своим матросом, я поменялся с ним местами и выяснил, что это действительно чрезвычайно трудно. Необходимо все время следить за попытками байдарки развернуться и пресекать их в зародыше, а это трудно.

2. Как только капитан прекращает грести (например, ему понадобилось что-нибудь почесать), то байдарка за каких-то три секунды разворачивается. Это, разумеется, доставляет неудобства, но если особых поводов для того, чтобы отвлекаться от гребли у вас нет, и вы в состоянии непрерывно работу веслами на протяжении получаса-часа, то в матрасном походе напрягать вас это не будет.

Несколько конструкционных особенностей

1. Классная вещь - юбка. Просто незаменима в спортивном походе, а что касается матрасного, то она отлично защищает от брызг, сознательно создаваемых встречающимися судами с целью повеселиться и освежить холодной водичкой приунывший экипаж. Помимо этого, она неплохо предохраняет ноги от обгорания на солнышке. Те, кому приходилось ходить на «Таймени» без юбок, это знают.

Среднюю юбку (располагающуюся на месте воображаемого матроса) можно использовать в качестве фартука. Ее размеры дают возможность завязать ее способом, каким завязывают мешок с картошкой (вы уже знаете, как это делать).

К недостаткам можно отнести то, что юбка наглухо пришита к самой байдарке, что вызывает определенные опасения. С первой попытки, резко, сколько ни пытайся, высвободиться из плена юбки очень трудно. Со второй – получается легко. Впрочем, нам пока не удалось найти способа, как перевернуться на «Щуке», когда та находится на воде. Кое-кто пишет, что переворачивался ни раз, но, судя по всему, это связано с чем-то потусторонним, поскольку, следуя инструкции по эксплуатации и правильно надувая судно, подобных ситуаций произойти не должно.

2. Те, кому знакомы термины «бедренные упоры» и «открен», могут порадоваться тому, что на «Щуке» можно закрепить упоры, о которых идет речь. Правда, сами упоры отсутствуют, но возможность-то есть. Без них осуществить открен почти невозможно. Большая опасность возникает, когда вы стараетесь открениться, внезапно срываетесь, переваливаетесь на другую сторону и ... киляетесь. Но, повторимся, у нас не получилось.

Как можно нетрадиционно использовать «Щуку»

Как-то на одной из дневок нечем было заняться. Мы решили попробовать поразвлечься с нашей «Щукой». Поставили байдарку на воду, перевернули, вдоль нее лег смоченный в воде человек. Мы, держа его вдвоем за ноги, разогнали по днищу и столкнули в реку. Получилось что-то типа водных горок.

Но это еще не все, и мы захотели усложнить аттракцион: на одном конце под «Щуку» встает человек, приподнимая ее вверх. Таким образом, получается трамплин. Было произведено примерно двести запусков к нескрываемой радости всего коллектива.

Выводы

Стоит ли рекомендовать «Щуку»? Давайте лучше попытаемся резюмировать все достоинства и недостатки. И вы сами сможете для себя решить, подойдет она вам или нет.

Достоинства:

Цена. Низкая стоимость, если сравнивать ее с каркасными судами (раза в три).

Габариты и масса. Если вы из тех, кто таскает снаряжение на себе, то данная характеристика для вас особенно важна, так как масса сухой «байдарки» всего 12 килограмм.

Проходимость. Здесь наша байдарка имеет огромное преимущество перед каркасными судами. Кроме того, «Щуку» довольно тяжело поломать. Там, где каркасное судно намотается на порог, «Щука» почти гарантированно продолжит движение по маршруту. Каркаснику, особенно это относится к тем, у которых в конструкции изобилуют детали из пластика, придется останавливаться и чинить судно. Причем, починка не всегда возможна в принципе.

Время сборки/разборки. «Щука» собирается и разбирается очень легко. Если в ваш маршрут периодически вплетаются пешие прогулки, то данный плюс очень значим.

Устойчивость. «Щука» очень устойчива. На байде есть возможность стоять и ползать. Кстати, последнее удобно, к примеру, когда причаливаешь к бережку, а дно илистое. Для того чтобы не утопать в этой жиже по пояс, можно зачалиться кармой или носом и доползти до берега по «Щуке».

Маневренность. Крайне «вертлявое» судно, что дает возможность легко обходить различные препятствия, впрочем, это таит в себе и ряд недостатков.

Недостатки:

Первым ОЧЕНЬ серьезным недостатком, связанным с конструкцией «Щуки», является плоское дно. Байдарка все время хочет развернуться. Перестав грести, лодка разворачивается назад за 3 секунды. Когда гребешь, этого не заметно.

Из «Щуки» на антистапеле практически невозможно избавиться от всей воды, поскольку юбки, пришитые намертво, образуют для нее ямки. Потому наша «Щука» вынуждена всегда досушиваться в гараже.

Между чехлом баллона и тезой набивается песок, образуя, тем самым, бугорки на тезе. Смотрится это очень страшно, но об опасности говорить рано, последующая эксплуатация покажет, можно ли считать это существенным недостатком.

Резюме

Я невероятно доволен «Щукой». Обратно пересаживаться на «Таймень» желания никакого нет. Хотя в определенных ситуациях, к примеру, когда мошкара «облепит» все лицо, а тебе нельзя прекращать грести (чтобы судно не развернулось «к лесу передом»), хочется ей добавить курсовой устойчивости, как у «Тайменя».